Поддерживать порядок проще всего на охраняемой территории, когда контролируется въезд и выезд транспорта. Определить месторасположение КПП – не проблема: достаточно перенести разметку с проектного чертежа на местность. Перед руководителем предприятия, которое заинтересовано в полноценной защите имущества и, одновременно, беспрепятственном пропуске автомобилей, пешеходов, спецтранспорта, стоит еще одна задача: как выбрать шлагбаум, каким требованиям он должен удовлетворять. Кроме директоров предприятий шлагбаумами интересуются и муниципальные структуры, ответственные за проведение массовых мероприятий или оборудование городских парковок, и обитатели дачно-садовых кооперативов, и жильцы ТСЖ. В общем, все те, кто не хочет пускать посторонних на свою территорию.
На что обращать внимание при выборе автоматического шлагбаума
Базовыми параметрами при выборе той или иной конструкции автоматических шлагбаумов считают: длину стрелы, необходимую пропускную способность и тип исполнения в зависимости от установленного механизма привода. Шлагбаумы с ручным приводом не рассматриваем.
Конструкция
В общем виде автоматический шлагбаум содержит тумбу (стойку), в которой размещаются двигатель, привод, балансировочная пружина и панель управления, стрелу и опорный столбик. По способу перекрытия проезда стрела может быть подъемной или поворотной, по принципу открываемой двери. При монтаже под тумбу готовят полноценный фундамент. Не забывают подвести питание, предусмотреть места крепления дополнительных элементов, в том числе, датчиков. При длине стрелы больше 2,5 м для удержания ее свободного конца устанавливают опорную стойку.
Длина и особенности стрелы
В идеальном варианте длина стрелы должна соответствовать ширине проема, через который происходит въезд или проход на территорию. Оптимальной и наиболее востребованной длиной считают три, четыре или пять метров. При больших размерах проема (более 10 метров) рекомендуют устанавливать два шлагбаума, по одному с каждой стороны.
Действие шлагбаума происходит по принципу рычага, только поднимать нужно длинное плечо, прилагая значительное усилие к короткому плечу. Чем длиннее стрела, тем большее усилие требуется, то есть с длиной стрелы растет мощность мотора, приводящего стрелу в движение. Ограничение по длине стрелы вызвано так же тем, что конструкция, расположенная на открытом воздухе, подвергается порывам ветра: чем длиннее стрела, тем больший риск ее повреждения, особенно, в поднятом положении.
Изготавливают стрелу, как правило, из алюминия, но в последнее время начинают применять и композитные материалы. Сечение может иметь как прямоугольную, так и круглую (овальную) форму. Стрела с круглым сечением легче переносит нестандартные погодные условия (бурю, ливни, сильный ветер).
Пропускная способность
Перед выбором конструктивного исполнения шлагбаума необходимо рассчитать интенсивность его использования: сколько циклов подъем-опускание стрелы будет происходить в течение суток. Например, за сутки на охраняемую территорию въезжает около 100 автомобилей и примерно столько же выезжает. Такая интенсивность характерна для придомовых парковок или дачных кооперативов и считается низкой. Средняя – от 500 срабатываний, высокая интенсивность – от 1000 срабатываний. Эти значения берутся за основу при выборе типа и конструкции механизма срабатывания. Если изначально ошибиться с расчетами, впоследствии можно получить перегрев электродвигателя или редуктора, что рано или поздно приведет к отказу. В случае с гидравликой, имеющей относительно большой интервал срабатывания, система просто не будет успевать. Самые незначительные последствия – создание очередей на КПП.
Интенсивность работы, на которую рассчитана конструкция шлагбаума, указывается производителем в процентах. Предположим, один цикл работы (подъем/опускание стрелы) занимает 6 секунд, то есть, за минуту можно пропустить 10 автомобилей, за час – целых 600! Возможно, в течение часа или чуть дольше электромеханика и проработает в таком режиме. К сожалению, электродвигатели рассчитаны на периодическую работу: после включения или нескольких подряд – останов для остывания. Указанные в документации проценты расшифровываются так: например, заявленные 30% (низкая интенсивность) означают, что недостающие до ста 60% времени (можно считать в привязке к часу или суткам) оборудование должно находиться в состоянии покоя, отдыхать.
Чтобы не ошибиться с выбором разновидности шлагбаума по пропускной способности, за отправное значение интенсивности стоит брать расчетные данные, увеличенные на 20-30%.
Виды автоматических шлагбаумов
Автоматические шлагбаумы по способу приведения в действие стрелы могут быть с гидравлическим или электромеханическим приводом. Для обоих видов шлагбаумов требуется электропитание, только в первом случае энергия от мотора запускает гидравлический (масляный) насос, во втором – приводит в движение редуктор. Оборудование размещается в тумбе, как и большая часть деталей, соединяющих передаточные узлы с «начальным» концом стрелы, в том числе балансировочная пружина, устанавливаемая для нивелирования ударов в начале и конце цикла.
Гидравлический привод
Принцип работы гидравлического привода: входящий в состав оборудования насос, состоящий из одного или двух цилиндров, приводит в действие систему подъема стрелы шлагбаума. Регулировка производится за счет создания перепада давления масла в цилиндрах. Поршни цилиндров через штоки воздействуют на рычаг, закрепленный на валу «неподвижного» конца стрелы.
Кроме двухцилиндровой гидравлической системы, встречаются и одноцилиндровые насосы двустороннего действия. Блок питания часто содержит частотный преобразователь, регулирующий работу насоса под заданное давление масла.
Основными преимуществами шлагбаумов с гидравлическим приводом считают долговечность (при использовании качественного масла), плавность хода стрелы и бесшумность. К минусам относят перебои в срабатывании при температуре воздуха ниже -10оС из-за того, что масло становится чересчур вязким, или при температуре от +40оС, когда масло становится слишком жидким. Насос, количество и качество масло необходимо не реже, чем раз в 6 месяцев, проверять.
Чаще устанавливают гидравлические шлагбаумы в проездах с низкой или средней интенсивностью движения. Например, на придомовых парковках, расположенных, как правило, под окнами домов. Здесь бесшумность работы – важный фактор.
Электромеханический привод
При нажатии кнопки или поступлении сигнала на автоматику электродвигатель срабатывает практически сразу, время расходуется на действие механической части, буквально, 2-3 секунды. Реализацию процесса опускания стрелы доверяют либо редуктору (обратный ход), либо балансировочной пружине.
В проезде с высокой интенсивностью движения лучше устанавливать электромеханический шлагбаум, имеющий значительный межремонтный интервал эксплуатации, особенно, когда обслуживающий персонал не забывает периодически проверять качество смазки трущихся деталей.
Сравнительный анализ гидравлики и электромеханики
Приложение силы в электромеханическом шлагбауме доверяют электродвигателю, запускающему редуктор, а в гидравлическом – насосу, толкающему поршнем шток. Разумеется, время срабатывания (полного поднятия стрелы, считая с момента подачи сигнала) при использовании гидравлики больше, чем при работе от электродвигателя. Зато по плавности хода стрелы электромеханика уступает.
По уровню и степени автоматизации гидравлические и электромеханические шлагбаумы практически ничем не отличаются. Решение по поводу того, какой шлагбаум лучше, принимается исходя из того, какие параметры и опции наиболее важны для заказчика.
Например, если в приоритете интенсивность работы, то придется остановить выбор на электромеханическом изделии. Если бесшумность важнее, то гидравлический шлагбаум лучше.
Считается, что гидравлическое исполнение шлагбаума при сравнимых технических данных обходится дороже, чем электромеханическое. К тому же, обслуживание гидравлики должно производиться часто, не реже 2-х раз в год, и не кем-нибудь, а представителем фирмы-изготовителя, что тоже не бесплатно. Нужно отметить еще один фактор: в некоторых регионах нашей страны очень долгие и морозные зимы, что делает невозможной круглогодичную работу автоматического шлагбаума с гидравлическим приводом. Впрочем, и в редукторе электромеханического шлагбаума смазка в сильный мороз может настолько загустеть, что шестеренки не сдвинутся с места.
Аксессуары для шлагбаумов
Как срабатывает стрела шлагбаума, разобрались. Остается выбрать устройство, с которого будет подаваться сигнал на срабатывание. Расположим способы по мере совершенствования технологий:
- открывание с кнопки, расположенной как на тумбе шлагбаума, так и в отдалении, например, в диспетчерской или пункте охраны;
- радиосигнал с дистанционного пульта-брелока поступает на радиоприемник пульта управления;
- со считывателя, установленного на стойке вблизи въезда, при помощи карты или ключа-метки;
- посредством GSM модуля: подъезжающий звонит на номер «автоматики»; если звонок с занесенного номера – шлагбаум поднимется;
- с транспондерной карты, находящейся в приближающемся к шлагбауму автомобиле.
Возможна комбинация нескольких способов подачи сигнала на срабатывание.
Если шлагбаум отказывается работать, например, из-за отсутствия электричества или выхода из строя какого-либо элемента, у работника, ответственного за обслуживание и, возможно, наблюдающего через экран монитора за порядком в охраняемой зоне, имеется ключ для «ручного» режима. Такой ключ – обязательный аксессуар к тумбе со всем ее содержимым.
Существует еще ряд аксессуаров и дополнительных устройств, которые не всегда входят в комплект поставки, заявленный производителем, но не будут лишними в процессе эксплуатации автоматического шлагбаума. Сюда можно отнести:
- фотоэлементы, контролирующие зону пересечения проезда;
- набор самоклеящихся светоотражающих лент для размещения на стреле;
- подсветка конца или центральной части стрелы светодиодными лампочками;
- шторки или решетки безопасности и многое другое.